Каталог статей
Главная » Статьи » Йога

Стили и направления йоги как методика познания себя и оказания помощи другим
Категория: Йога | Добавил: palmirs (21.08.2015)
Просмотров: 759 | Теги: стили йоги | Рейтинг: 5.0/1

Начнем издалека: что вообще такое йога? Большинство авторов  и переводчиков  понимают слово йога как Единение или же Обуздание, но единение и обуздание чего? Тут  трактовки разнятся: в одних единятся тело и душа; в других - сознание и подсознание;   ум и чувства;  тело, разум и дух;   душа и бог;  личное и космическое сознание,  и так далее,  точек зрения много, нет  смысла их перечислять, но есть возможность  взглянуть на предмет под самыми различными углами зрения и изучить всевозможные грани йоги и даже открыть новые (или вспомнить забытые старые).  Безусловно, чтоб разобраться в деталях  одного чтения недостаточно, нужна личная практика, а лучше совместный с единомышленниками опыт, а также мнения  компетентных  практиков  разной  йоги.

На текущий момент своего развития  попытаюсь  сформулировать Йогу  как  путь обуздания ума и чувств, освобождения от двойственности и обусловленностей  ума, путь бескорыстной службы всем живым существам, ведущий к  пониманию всех взаимосвязей во вселенной,  абсолютному знанию  и космическому сознанию.  Но  путь должен быть неразрывно связан с идущим по этому пути человеком,  с его жизнью и жизнью окружающей его вселенной и самим  процессом  продвижения, все это и будет Йога.  Практикующий  йогу  заранее принял на веру  определенные ценности и жизненные мотивации, качества сознания, помогающие ему в продвижении по пути духовного развития (которые ему могут дать старшие наставники, первоисточники литературы).  Понимания этих ценностей качеств и мотиваций  он  постигает  в процессе  практики йоги  и в  жизни, не смотря на то, что его ум не сразу  готов  их принимать.  Эти качества в йоге принято называть ямой и ниямой, морально-нравственным предписаниям  и определенной дисциплиной, или попросту говоря жизнью по совести с максимальной пользой для окружающих и всей вселенной. Я бы назвал яму и нияму ключевыми понятиями в йоге, без которых  все остальные разделы йоги превратятся в бессмысленный набор техник работы с сознанием дыханием и телом с непредсказуемым (а зачастую опасным)  результатом.

Вернемся к направлениям и стилям. В индуистской традиции (а йогу большинство людей  в нашем мире связывают с индуизмом) йогу целесообразно классифицировать по классическим индуистским текстам, таким как Рамаяна и Махабхарата  авторитетным авторским произведениям, таким как Йога сутры Патанджали, Хатха йога прадипика,  Шива Самхита, Гхеранда Самхита и др..    В Бхагавад Гите, Божественной Песни (одной из частей Махабхараты  датируемой приблизительно 3 тыс. лет до нашей эры), Кришна рассказывает Арджуне о трех йогах:  это Карма Йога (карма переводится как действие) - путь бескорыстного действия, Гьяна Йога (джняна или санкхья переводится как знание) – путь познания, Бхакти Йога (бхакти переводится как любовь) – путь любви к богу (о них будет подробнее далее). Анализируя Бхагавад Гиту, также,  можно найти описание  Раджа йоги (Раджа – царская, высшая йога) – пути контроля ума и чувств и освобождения от их ограничений, но в отличие от Карма, Джняна и Бхакти йоги  –  Раджа йоге не уделяется отдельной главы, хотя ее суть и некоторые техники упоминаются в  разных  главах Гиты.

Тему «традиционной йоги»1  несколько шире раскрывает текст Йога Сутры Патанджали (датируемый приблизительно 500 лет до нашей эры), он описывает  принципы  Раджа йоги, но в известном в мире варианте текста нет подробного описания практик, либо часть текста скрыта, но скорее всего,  предполагается, что они  должны передаваться непосредственно устно от учителя к ученику.   Значительно позже  текст  Хатха йога Прадипика Сватмарамы (датируется предположительно XV веком нашей эры) описывает  Хатха йогу - часть Раджа йоги посвященную  подготовке  разума и тела ученика к внутренним, медитативным практикам.    Хатха йога Сватмарамы включает в себя нравственно этические, физические и энергетические аспекты йоги:  яму и нияму, очистительные приемы (шаткармы), технику асан и пранаям.  Надо заметить, что большинства современных асан в этом тексте нет. Принято  объединять  Хатха йогу и Раджа йогу в  Аштанга йогу2, или восмиступеньчатую йогу Патанджали -  собирательное современное понятие, где первые 4 ступени относятся к Хатха йоге, а с 5-й по 8-ю к Раджа йоге (первые 2 ступени яма и нияма обязательно включаются в оба направления).

Из вышеперечисленных направлений  Раджа и Хатха йога больше всего  подходят под определение   йога  в  мировом  значении  этого слова (но не всегда в понимании людей), так как они включают в себя морально-нравственные предписания, физические упражнения, внутренние энергетические и медитативные практики. При детальном изучении можно обнаружить, что Раджа йога включает в себя элементы направлений описанных в Бхагавад Гите:  Карма, Бхакти и Гьяна йогу.  

Все современные стили йоги в той или иной степени произрастают из Раджа и Хатха йоги, делая упор на разные их аспекты. Вот описание ступеней Раджа йоги по Патанджали:

1. Яма - морально этические предписания:  Ахимса – ненасилие,  Брахмачарья – целомудрие, экономия своих природных сил для духовных целей,  Астея – неворовство, Апариграха – ненакопительство, отказ от корыстных действий,  Сатья – правдивость, есть и дополнительные предписания такие как:  Митахара - умеренность в пище, Дая – сострадание, Арджава – прямота,  Кшама – всепрощение,  Дхрипш - стабильность интеллекта.

2. Нияма - индивидуальная самодисциплина, предписанные обязанности: Тапас - аскетичность, подвижничество, накопление духовного потенциала, внутренний  огонь,  подразумевающий желание практиковать и регулярность в практике йоги, Шаочья  (или Шауча) - внутренняя и внешняя чистота, чистота ума и эмоций, чистота души, Схватхьяя – регулярное изучение писаний, священных текстов и вообще самообразование, Сантоша - довольствие, удовлетворенность тем, что есть, отсутствие какого - либо недовольства по поводу событий в своей жизни, на основании понимания закона причинно-следственной связи (кармы), Ишвара пранидхана – посвящение всех своих действий всевышнему, богу, вселенной.

3. Асана. Комплексы статических, а в некоторых школах и динамических упражнений, выполняемых (как правило) в отрешенном и спокойном  состоянии  сознания. Цель асан была укрепить тело, очистить тонкие каналы и подготовить практика к дальнейшим ступеням йоги.

4. Пранаяма. Техника контроля дыхания и управления внутренней энергией, переход от внешней части йоги к внутренним практикам, в древности к этой ступени допускались ученики лишенные эгоистических желаний,  чей ум был очищен долгими годами соблюдения ямы и ниямы, а тело и энергетические каналы - подготовлены практикой асан.

Первые 4 ступени по большинству авторитетных источников соответствуют Хатха йоге, с 5-й ступени начинается Раджа йога, ее практики, в основном, внутренние и выполняются статично в медитативных позах.

5. Пратьяхара. Техника обуздания  органов  чувств.

6. Дхарана. Концентрация. Техника обуздания мыслей, способность концентрировать ум на одном объекте в течение длительного времени без отвлечений.

7. Дхияна.  Созерцание или медитация (на мой взгляд западное слово meditation как глубокое размышление не подходит под определение дхияны, так как никаких мыслей в ней уже нет).

8. Самадхи. Достижение космического сознания, абсолютного просветления, преодоление обусловленности ума и материального мира, слияние индивидуального сознания практикующего с высшим сознанием всей вселенной или Бога  (в некоторых школах под самадхи так же подразумевается мокша окончательное освобождение, выход из сансары, колеса перерождений).

На мой взгляд, целесообразно классифицировать  направления  йоги как  различные подходы к практике  описанные в Бхагавад Гите:

Подходом  от грубого физического тела  тогда будет карма йога, она пригодна для практики абсолютно всем людям, требуется только трудиться и не привязываться к результатам своего труда, например, просто от души выполнять свою работу;

Подходом от чувств  (душевным подходом)  будет бхакти йога, основанная на проявлении  глубокой, истинной  любви к богу, познание его личностного аспекта,  служении ему,  постоянное памятование и воспевание его имен. Бакти йога подходит людям  желающим обрести  и не терять стойкий духовный стержень в своей жизни, утвердиться в любви к богу или избавиться от какой - либо зависимости, заменив ее на служение богу;

Подходом  от  разума  будет джняна йога - путь познания разумной вселенной, изучение законов и взаимосвязей всех явлений, познание безличностного аспекта Бога как абсолютного сверхсознания пребывающего во всех живых существах и явлениях.

Подходом от  духа будет Раджа йога Патанджали, путь  самопознания и подчинения ума и чувств высшему началу сознания  (в Гите этот путь больше соответствует джняна йоге, чем другим подходам) в сочетании с физическим аспектом Хатха йоги, с множеством практик, техник взаимодействия с подсознанием и окружающей вселенной, ведущий к полному контролю над чувствами и умом, глубокой концентрации и постепенному выходу на уровень космического сознания.  Последние два направления подходят людям превыше всего ценящим знание,  во всем желающих постичь суть, найти смысл жизни, познать вселенную, помочь на пути развития окружающим.

Хатха йога в этом ряду будет не подходом, но инструментом раджа йоги, способным подготовить тело и разум к глубоким внутренним техникам, очистить энергетические каналы, дисциплинировать чувства, успокоить ум.

Кажется, что все просто и понятно, но тогда откуда и зачем в настоящее время столько различных  школ йоги и авторских стилей?   Откуда и зачем  Шивананда йога, Сатьянанда йога,   Крия йога,  Йога Айенгара, Винни Йога, Аштанга-виньяса йога, Кундалини йога, Универсальная йога А. Лаппы, «Классическая»  йога В. Бойко и другие современные стили?

Дело в том, что йога - динамическая развивающаяся система, совсем недавно,  за последнее столетие были  разработаны основные  комплексы и последовательности  асан хатха  йоги  и  созданы  большинство из существующих  известные стилей. В  XX веке Йога вышла за пределы Индии и открыто  стала международным  достоянием  земной цивилизации.  Большинство современных авторских стилей  йоги  сильно  отличаются  физической составляющей,   внешней формой  хатха йоги, в  основном  асанами и  способом их исполнения,  морально-этические предписания, шаткармы, пранаямы  и  внутренние  медитативные  практики  мало  изменились.   С одной стороны разнообразие  современной йоги объясняется индивидуальностью, все-таки все современные стили создавались или комбинировались  из более ранних направлений  разными опытными  йогинами, каждый из которых  выражал в своей йоге что-то индивидуальное, искал свой путь к Богу.  С другой стороны  на  йогу в современном мире,  к сожалению, стали действовать законы рынка, что тоже служит стимулом к дальнейшей  дивергенции стилей и направлений. В этой статье я не буду останавливаться на описании авторских стилей, такой задаче сейчас можно смело посвящать книгу.

Мне кажется, то, что сейчас существует множество стилей - это прекрасно,  благодаря их  разнообразию  можно подобрать йогу под разных людей. Например, активным,  атлетическим людям с излишком энергии прекрасно подойдет  аштанга  виньяса йога, Универсальная йога А. Лаппы, йога от А. Сидерского (бывшая yoga 23), или просто Хатха йога с энергичным типом практики.  Для людей, нуждающихся в родительском контроле  со стороны преподавателя, подойдет йога Айенгара, Винни йога. Людям, ищущим успокоение  и расслабление,  подойдет йога в традиции Бихарской школы (Сатьянанда йога), Крия йога, «классическая» йога В.Бойко. Те, кто ищут каких-то экзотических впечатлений  или хотят заменить йогой какое - либо пристрастие в своей жизни найдут  радость в Кундалини йоге. Для  нуждающихся в реабилитации  разработана  йогатерапия, для будущих мамочек – йога для беременных.  Людям ищущим смысл в жизни, находящимся в поисках  себя  подойдет любое  адекватное  направление йоги, в какую бы студию йоги или мастеру йоги они не пришли, практика йоги будет в соответствии с их кармой.

Кроме направлений-подходов к практике йоги  и авторских школ существуют  закрытые от обычных людей парампары3.  Они доступны только при наличии кармических  связей  с  учителем,  об этих школах большинство людей может иметь только общее представление, так как в  случае посвящения ученики не имеют права распространять знания школы вне духовной общины.  

Так же существует множество йогинов, отошедших от традиций какой - либо школы и занимающихся  самообразованием.  На первых шагах в йоге такого учителя лучше сторониться, до тех пор, пока вы не убедитесь, что это достойный человек, давно практикующий йогу, достигший с ее помощью определенных результатов (или изменений) в жизни, живущий по совести и соблюдающий морально-нравственные предписания  йоги,  полностью отвечающий за свою жизнь и способный принять ответственность за своих учеников.  Полезно так же посмотреть на социальную роль преподавателя, на его действия в жизни помимо йоги.  Такой человек не должен выдавать себя за Гуру, а просто помогать другим  идти по пути развития.  Вообще, лучше  подробно  проверять все рекомендации учителей,  проверять в литературе, по возможности в первоисточниках информации, прислушиваться к мнению единомышленников.

На мой взгляд,  глубина познание себя и степень оказания помощи другим больше зависит от личностных качеств и мотиваций жизненных ценностей человека, чем от стиля или направления йоги, которую он практикует. Какими  бы темпами  не развивались стили йоги в наше время,  при разработке своего стиля автор не должен упрощать  систему.  Однозначно,  из йоги нельзя убрать  ее ключевые моменты  - нравственные этические предписания,  так же как  из жизни человека нельзя убрать совесть, они необходимы как для личностного развития, так и для развития общества и мира вокруг нас, в итоге  все, что мы делаем, должно быть направленно на благо вселенной. Любая система самопознания, не соблюдающая эти законы, не может считаться йогой.

Примечания

  • Традиционная йога,  Классическая йога (не путать с «классической » йогой В. Бойко), - имеется ввиду йога, принятая в современном обществе, чаще всего подразумевается Хатха йога.
  • Аштанга йога (не путать с аштанга-виньяса йогой) -современное  собирательное понятие, включающее 8 ступеней йоги, описаных Патанджали в йога сутрах, обычно подразумевается Раджа йога, но есть разные интерпретации и тогда трактовка, зависит от автора и контекста.
  • Парампара  - непрерывная цепь преемственности, в индийской культуре  традиционная цепь, передача знаний, практик, техник йоги  от учителя к посвященным ученикам. Примером может быть школа Крия йоги в традициях Лахири Махасаи.

 Автор статьи: Евгений Трубин