Главная » Статьи » Йога |
Просмотров: 808 | | |
Стили и направления йоги. Как они формировались и зачем они нужны.
Введение
В настоящее время существует огромное количество различных школ и направлений йоги; и зачастую в них легко запутаться не только новичку, но и опытному практикующему. В этом реферате постараемся проследить историю развития йоги, а также то, каким образом формировались различные направления йоги, и чем они принципиально отличаются друг от друга.
Классические направления йоги
Хронологически первыми появились так называемые классические направления йоги, к ним относят карма-йогу, бхакти-йогу, джнана-йогу, хатха-йогу и раджа-йогу. Первые три вида впервые описываются в Бхагавадгите (III-IV век до н.э.), раджа-йога базируется на “Йога-сутрах” Патанджали (II век до н.э. - IV век н.э.), традиция же хатха-йоги была заложена орденом натхов примерно в X-XI веке н.э.
Во всех направлениях главной целью йоги является контроль ума и осознание высшей природы Атмана, но достигается эта цель в разных традициях по-разному.
- Карма-йога
В первых шести главах Бхагавадгиты Кришна рассказывает Арджуне о карма-йоге. “Карма” переводится с санскрита, как “действие”; поэтому “карма-йогу” можно трактовать, как “йогу действия” или “единение через действие”. Согласно этой традиции, каждый человек рожден со своими способностями и, в зависимости от этих способностей, он должен выбрать определенную деятельность и исполнять свой долг (дхарму). Важным моментом здесь является то, что человек не должен привязываться к результатам своих действий, а всецело посвящать их Богу.
В Бхагаватгите Арджуне предстояло сражаться со своими родственниками, на что он не мог решиться, и поэтому обратился за советом к Кришне. Кришна рассказал ему о карма-йоге и наставил Арджуну на активные действия; объяснив, что если Арджуна - кшатрий, воин, то его карма - сражаться за справедливость, вне зависимости от результатов.
Основные положения карма-йоги можно сформулировать следующим образом:
- Работать ради действий, а не для их результатов, сохранять ровное отношение как к успеху, так и к неудаче;
- Работать с совершенством и эффективностью, максимально хорошо выполняя свою работу, но без лишней навязчивости;
- Отказаться от привязанности к результатам труда. Постоянно осознавать, что работа сделана не человеческим эго, а благодаря и для Бога.
Человек, практикующий карма-йогу внешне может ничем не отличаться от других людей, ни полом, ни вероисповеданием, и не выполнять каких-то специальных физических упражнений; он лишь усердно и бескорыстно делает свою работу, полагаясь на вышеописанные принципы. Со временем такой человек сможет отработать свою негативную карму, обуздать эго и получить большую степень свободы и духовного роста.
2) Бхакти-йога
В последующих шести главах Бхагаватгиты Кришна рассказывает Арджуне еще об одном способе постижения Себя - бхакти-йоге. “Бхакти” переводится с санскрита, как “почитание, служение, бескорыстная любовь”. Таким образом, бхакти-йога - это единение с Богом посредством любви и преданности. Бхакти-йога, по сути, путь многих мировых религий.
Кришна говорит Арджуне: “Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, выражай Мне почтение и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточившись на Мне, ты непременно придешь ко Мне.”
В этом направлении йоги Бог воспринимается не как абстрактная субстанция, а как личность; и взаимоотношения между Богом и практикующим йогом строятся на основе любви и служения, как если бы это были отношения между двумя людьми.
В отличие от карма-йоги в бхакти-йоге необязательно выполнение каких-либо действий, достаточно лишь осознавать присутствие Бога во всем и поклоняться Ему. Тем не менее, определенные ритуалы в этом направлении йоги есть; одним из наиболее распространенных методов, используемых в практике бхакти-йоги является глубокая медитация, а в частности джапа-медитация или пение мантр.
3) Джнана-йога
И, наконец, в последних шести главах Бхагаватгиты Кришна говорит о третьем направлении - джнана-йоге. “Джнана” с санскрита переводится, как ‘“знание”, и здесь, в отличие от бхакти-йоги цель достигается не с помощью сердца, а с помощью знания, интеллекта. Джнана-йога - это путь философии.
Кришна говорит: “Знай же, что, находясь в каждом из тел, Я также знаю их, и что понимание природы тела и знающего тела называется знанием. ”
Путь джняна-йогина основан на размышлениях и требует большой медитативной и интеллектуальной работы. В этом направлении йоги, помимо работы с физическим телом, различают два типа медитации, и все они, по сути, направлены на прекращение отождествления йогина со своим умом и телом.
В первом методе медитации практикующий задает себе вопросы, чтобы понять, чем он на самом деле не является. Это могут быть внешне простые, но философски глубокие вопросы, например: “Я - это тело?”, “Я - это разум?”, “Я - это чувства?”. Постепенно отвечая на вопросы, йогин приходит к выводу, что он не является ни тем, ни другим, ни третьим, а чем-то большим.
Второй способ - это отстраненное наблюдение; в этом случае практикующий джнана-йогу наблюдает за собой, как сторонний наблюдатель, находящийся внутри.
В практике джнана-йоги выделяют также 4 этапа, через которые должен пройти практикующий, прежде чем он достигнет освобождения и единения с Высшей Сущностью:
- вивека (“различение”) - это ясное понимание того, что истинно, а что ложно. Согласно ведам истина постоянна, все остальное - иллюзия, ложь;
- вайрагья (“непривязанность”) - это развитие внутренней непривязанности к непостоянным вещам;
- шат сампат (“шесть добродетелей”) - 1. контроль ума; 2. контроль чувств; 3. умение просто жить, но иметь высокое сознание; 4. выносливость (непривязанность к условиям жизни); 5. абсолютная вера и однонаправленность ума;
- мумукшутва - состояние, когда человек достигает освобождения.
В процессе познания практикующий джняна-йогу в конечном счете осознает, что нет отдельных познающего, познания и познанного; все вместе и есть Брахман - единство во множестве.
4) Раджа-йога
Раджа-йога или “Королевская-йога” - направление, которые впервые было описано в йога-сутрах Патанджали, которые датируются II век до н.э. - IV век н.э. В сутрах Патанджали собрал и подытожил всю имеющуюся на тот момент информацию о йоге и сформулировал основную цель йоги: “читта вритти ниродха” или “устранение неконтролируемых колебаний ума/психики”.
Интересно, что сам термин “раджа-йога” появился несколько позже: в “Хатха-йога прадипике”, специально, чтобы отличить новое направление хатха-йоги от йоги в понимании Патанджали.
Раджа-йогу называют также аштанга-йогой или восьмиступенчатой йогой, потому как в ней выделяется восемь этапов:
- Яма - нормы поведения, принципы гармоничной жизни. К принципам ямы относятся ахимса (ненасилие), астея (неворовство), апариграха (ненакопительство), брахмачарья (умеренность или отказ от удовольствий) и сатья (правдивость).
- Нияма - принципы самодисциплины. К принципам ниямы относят сантоша (удовлетворенность), шаочья (внутренняя и внешняя чистота), свадхьяя (самообразование, самопознание), тапас (усердие в достижении духовной цели), ишвара пранидхана (посвящение всех действий Богу).
Не стоит воспринимать яму и нияму, как строгие запреты или заповеди; это скорее рекомендации, без которых достижение главной цели раджа-йоги, контроля ума, попросту будет невозможным.
- Асана - устойчивая, удобная поза. В контексте йога-сутр Патанджали под асаной подразумевается медитативная поза, в которой йог может практиковать остальные ступени
- Пранаяма - управление праной, дыханием, внутренней энергией. Считается, что не умея контролировать дыхание, йог не сможет контролировать ум, так как дыхание и ум неразрывно связаны.
Третья и четвертая ступени раджа-йоги подготавливают физическое тело и к следующим ступеням; непосредственно работа с умом начинается с пятой ступени.
- Пратьяхара - отвлечение ума от органов чувств. На этой ступени практик перестает реагировать на сигналы от органов чувств, полностью перенося внимание на внутренние процессы.
- Дхарана - концентрация, как на внешних, так и на внутренних объектах. Цель дхараны - развить однонаправленность ума, умение концентрировать ум в одной “точке”
- Дхъяна - медитация, непрерывный поток сознания.
- Самадхи - высшее состояние сознания, когда практикующий уже не осознает себя отдельным субъектом, пропадает его самоcть и происходит единение с объектом познания.
5) Хатха-йога
“Хатха” имеет несколько значений: “солнце-луна”, “мужская энергия-женская энергия”, “вдох-выдох”, “жесткий”. Обычно хатха-йогу не выделяют в отдельное направление, а считают подготовкой к Раджа йоге. Действительно, хатха-йога охватывает первые четыре ступени восьмиступенчатого пути, но добавляет еще и так называемую “нулевую ступень” - шаткармы или очистительные процедуры. Цель хатха-йоги - сбалансировать противоположные энергии в теле человека, очистить тело и подготовить его к практике раджа-йоги.
Существует несколько интересных легенд возникновения хатха-йоги. Согласно одной, хатха-йогу подарил миру Шива, исполняя свой танец; элементы танца затем трансформировались в асаны. Вторая легенда гласит, что Шива рассказывал о йоге своей жене Парвати, которая уснула в процессе рассказа; и Шиву услышал только мудрец Матсиендранатх, мудрец, принявший облик рыбы (по другим версиям, мудрец был проглочен рыбой и сидел внутри).
Матсиендранатх на протяжении многих лет передает знания о хатха-йоге в устной форме; и в период средневековья основывает культ натх. Культ уделял очень большое внимание очищению тела и его элементов. Здесь, как считается, и произошло зарождение хатха-йоги.
Далее, ученик Матсиендранатха Горакшанатх создает еще один классический труд по хатха-йоге - Гхеранда-самхиту (VII - XV в.н.э.). В промежуток XVII-XVIII в.н.э. Мудрец Свами Сватмарама (предположительно ученик Горакшанатха) собрал все знания на санскрите и изложил асану, пранаяму и шаткармы в “Хатха-йоге прадипике”; и на данный момент эта книга считается самым авторитетным, информативным источником по хатха-йоге.
Свами Сватмарама уже не уделяет много внимания яме и нияме, большей частью фокусируясь на асанах и пранаяме.
Следующий виток развития хатха-йоги произошел уже в конце XIX века, и связан он с именем Свами Вивеканды. Выступления, книги и статьи Вивеканды вызвали интерес Запада к индийской философии и религии, а в частности и к хатха-йоге.
В ХХ веке огромный вклад в развитие йоги и новый всплеск интереса к ней приносит Шри Кришнамачарья. У него было несколько учеников, среди которых Б.К.С Айенгар, Индра Деви, Шри Патабхи Джойс и другие. В дальнейшем его ученики развивают учение Кришнамачарьи, и так появляются современные направления йоги: йога Айенгара, аштанга-виньяса йога, вини-йога и.т.д. По сути, это та же самая хатха-йога, но адаптированная под конкретные цели. О современным школах йоги речь пойдет в следующей главе.
Современные направления йоги
В ХХ веке количество новых направлений йоги стало стремительно расти, что продолжается и по сей день. Некоторые из этих направлений являются прямыми наследниками классических направление; другие же - представляют собой авторские техники, иногда и очень сомнительные.
Рассмотрение современных направлений йоги хотелось бы начать непосредственно со школ, разработанных учениками Шри Кришнамачарьи.
1) Аштанга - виньяса йога
Основоположником метода является Шри Патабхи Джойс - ученик Шри Кришнамачарьи. Аштанга-виньяса йога - это динамическая практика, которая направлена на укрепление тела, развитие гибкости, физической и ментальной выносливости практикующего. Известно, что изначально такая методика применялась для тренировки молодых людей военного сословия; как следствие, этот стиль йоги может подойти для людей, которые уже обладают какой-либо физической подготовкой; для остальных аштанга - виньяса может показаться слишком сложной.
В аштанга-виньясе существует 6 различных уровней сложности, и каждый уровень состоит из строго определенной последовательности асан. Последовательности связаны между собой повторяющимися комплексами движений (“виньясами”) и совмещены с определенной техникой дыхания. Особое внимание уделяется трем основным бандхам, а также концентрации внимания на определенных точках.
2) Йога Айенгара
Еще один ученик Шри Кришнамачарьи - Б.К.C Айенгар - создал свою систему йоги, и в отличие от Шри Патабхи Джойса Айенгар сделал акцент на глубокой и тонкой работе в каждой позе и на терапевтическом эффекте асан.
Основное внимание в йоге Айенгара уделяется правильной отстройке тела, и для этого используются различные приспособления - ремни, блоки, пропсы, валики и.т.п. Из-за такой скрупулезной работы по отстройке асан, этот стиль может показаться скучным и неинтересным для энергичных людей; тем не менее йога Айенгара считается универсальной, подходит как для мужчин, так и для женщин любого возраста, и, что самое главное, обладает терапевтическим эффектом.
3) Вини-йога
Стиль йоги, предложенный Т.К.В. Десикачаром - сыном и учеником Шри Кришнамачарьи. Десикамачар нашел средний вариант между интенсивной аштанга-йогой и осторожной йогой Айенгара: динамичную, но в то же время мягкую практику.
Вини йога отличается также индивидуальным подходом к каждому ученику (методы йоги адаптируются к конкретному практикующему) и комплексным подходом к обучению. Кроме асан внимание также уделяется осознанному дыханию, медитации и философии.
Вини-йогу можно отнести к области йога-териапии. Каждая поза подстраивается под потребности и возможности ученика, помогаю практикующему справиться с собственными проблемаим и поправить здоровье.
Следующие направления не являются прямыми потомками учения Кришнамачарьи, но, тем не менее, они получили широкое распространение на западе и популярны и по сей день.
4) Кундалини-йога
Кундалини-йога получила мировое распространение благодаря учителю Йоги Бхаджану. Считается, что изначально кундалини-йога использовалась для военной подготовки сикхов - одной из религиозных общин, проживающих в штате Пенджаб на севере Индии.
Кундалини-йога достаточно динамичная практика; каждое занятие начинается и заканчивается пением мантр, затем идут одна или несколько крий. Крия в Кундалини-йоге - это фиксированная последовательность упражнений, выполняющихся определенное время. Крий существует огромное количество: они могут быть направлены на конкретную чакру (например, крия для пупочного центра, крия для сердца) или на улучшение общего состояния (крия для процветания, крия избавления от внутреннего гнева и.т.п.).
В конце занятия, уже после шавасаны, может выполнятся медитация - это определенное действие, которое нужно выполнять определенное время (3 минуты, 11 минут, 31 минуту, 62 минуты). Считается, что медитация возымеет эффект, только если практикующий “выдержит” ее установленное время; ни больше, ни меньше.
В практике Кундалини-йоги также активно используется пранаяма, мудры и замки.
Кундалини-йога омолаживает и оздоравливает организм, дает большой заряд бодрости и развивает силу воли. Тем не менее, она может отпугнуть религиозных людей, так как в практике активно используются, хотя и не навязываются, элементы сикхийской культуры.
5) Yoga23
Авторская методика, разработанная мастером йоги Андреем Сидерским. Свое название методика получила потому, что содержит 23 набора упражнений, отличающихся друг от друга сложностью (это роднит Yoga23 c аштанга-виньясой). В системе Yoga23 есть даже специальные наборы, используемые для тренировки фридайверов, спецназа и космонавтов.
Большинство асан в Yoga23 классические, из хатха-йоги; хотя некоторые асаны не используются вообще, как неподходящие для тела и менталитета западного человека.
Особенностью метода является также то, что во время практики применяются особые ритмы дыхания (под метроном) с паузами различной длительности. Метод считается универсальным, но все же связан с приличными физическими нагрузками, поэтому неподготовленным людям может показаться тяжелым.
6) Дживамукти йога
Еще один авторский метод, набирающий популярность в наши дни. ”Дживамукти” дословно переводится, как “освобождение души”, и создали это направление американец Дэвид Лайф и его жена Шэрон Гэннон. В основе стиля лежит аштанга-виньяса йога.
Каждое занятие Дживамукти йогой включает в себя не только физические упражнения, но и изучение древних текстов, пение мантр и медитацию. Теория гармонично дополняет практику.
Практика в Джавамукти йоге достаточно интенсивная, как и в ее предшественнике - аштанга-виньяса йоге, поэтому это направление подойдет только для физически подготовленных людей.
7) Универсальная йога
Авторская разработка киевского мастера A. Лаппы. Эта методика попыталась вобрать в себя все лучшее, что есть в самых сильных и интересных школах йоги: аштанга-виньяса, йога Айенгара, даосские стили йоги и другие авторские методики. Универсальная йога основывается на том предположении, что человека окружает множество энергетических оболочек; балансировка и стабилизация этих оболочек помогает человеку более гармонично взаимодействовать с окружающим миром.
Универсальная йога не имеет жестких и фиксированных вариантов практики; каждый преподаватель волен строить практику по своему усмотрению, необходимо только придерживаться двух принципов: свободы и осознанности. Помимо асан, в универсальной йоге используются практически все элементы йогической практики: виньясы, пранаямы, бандхи, мантры, мудры и дришти.
Целью универсальной йоги является здоровое физическое тело, эмоциональный подъем, духовное равновесие и формирование сознательного отношения к собственной жизни.
8) Йогатерапия
Отличие йогатерапии от других видов хатха-йоги в ее осторожности и бережности к суставам и позвоночнику. Занятия включают в себя простые терапевтические упражнения, цель которых выровнять тело, вытянуть позвоночник, вернуть на место внутренние органы, развить способность расслабляться и удерживать баланс.
Один из важных аспектов йогатерапии - развитие внимательности к собственному телу и протекающим в нем процессам. Это позволяет не только исправить существующие проблемы в теле, но и предотвратить их в дальнейшем. Йогатерапия идеально подходит пожилым людям, а также людям, имеющим проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
Заключение
Итак, в реферате мы рассмотрели классические и современные направления йоги. Конечно же, современных направлений гораздо больше, и они продолжают активно развиваться; мы рассказали только о самых значимых и “известных стилях”.
Можно сделать вывод, что йога не ограничивается только лишь физическими упражнениями, это стиль жизни; и благодаря такому разнообразию направлений каждый человек может выбрать тот стиль, который ему по душе.
Источники
- Бхакти-йога. http://www.haribol.ru/yoga/bhakti-yoga.html
- Валеева Ю. Направления йоги. http://vaju.ru/napravleniya-jogi/
- Валеева Ю. Хатха-йога: история. http://om74.com/poleznaja-informacija/khatkha-joga-istorija/
- Жмотова К. Джняна-йога или путь знания. http://www.niketan108.com/esse/132-dzhnyana-yoga-ili-put-znaniya.html
- История хатха-йоги. https://vk.com/page-100935535_51356527
- Как выбрать стиль йоги? https://hanuman.ru/yentsiklopediya-yogi/stili-yogi/
- Малова Т. Бхакти, джняна, карма, раджа йога: разные типы йоги для разных ступеней эволюции человека. http://www.oum.ru/literature/referat/standart-2015-2016/fevral/bkhakti-dzhnyana-karma-radzha-yoga-raznye-tipy-yogi-dlya-raznykh-stupeney-evolyutsii-cheloveka-t-mal/
- Практика Джняна-йоги, результаты в повседневной жизни. http://yogarossia.ru/yoga/vidy/praktika-dzhnyana-jogi-rezultaty-v-povsednevnoj-zhizni.html
- Свами Сватмарама. Хатха-йога Прадипика.
- Степочкина В. Аштанга-йога. Восемь ступеней йоги по Патанджали. http://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/ashtanga-yoga-vosem-stupeniy-po-patandjali/
- Чернов С. Практика карма-йоги. http://slavyoga.ru/praktika-karma-yogi.html
- Yoga Journal. Твой стиль: руководство для новичка. http://yogajournal.ru/conscious/philosophy/tvoy-stil-rukovodstvo-dlya-novichka/?sphrase_id=66206